Наиболее простым и быстрым вариантом покрытия до сих пор считается деревянный пол в гараже. Дерево обладает меньшей устойчивостью к механическим и химическим повреждениям, чем, например, бетон. Но при качественном выполнении всех этапов работ напольное покрытие из дерева прослужит не один год.
Выбор материалов для пола
Разные породы древесины не одинаковы по своим свойствам, соответственно, некоторые лучше подходят для работы, другие — хуже. Для гаража подойдет недорогая древесина: бук, сосна или клен. Сосновые доски вполне доступны по цене и достаточно прочные. Основной недостаток: сосна хорошо впитывает влагу, что может привести к развитию грибка.
Бук обладает более высокими показателями прочности. Такие доски не подвержены деформации, и покрытие прослужит долго. Клен — очень долговечный материал, не подверженный гниению и воздействию негативных биологических факторов.
Кроме цены материала и его вида, нужно учитывать и качество. Для работы не подходит ни чересчур влажное, ни пересушенное дерево. Определить влажность проще всего путем снятия верхнего слоя с помощью рубанка. Если при этом выступит влага, значит, доски недостаточно сухие. Пересушенная древесина при том же воздействии начинает рассыпаться.
Оптимальные параметры досок для пола: длина — 2 м, толщина — минимум 2,5 см. Предпочтение лучше отдать шпунтованным доскам. Тогда настил получится более плотным, со временем не образуются щели.
Древесина сама по себе обладает меньшими прочностными характеристиками, чем многие другие материалы для настила, поэтому для повышения эксплуатации необходимо их обработать. Для защиты от грибков и воздействия влаги используются специальные растворы. Защитить доски позволят и различные олифы, лаки, краски.
Перед тем как сделать деревянный пол в гараже, необходимо выполнить разметку помещения. Дальнейшие работы будут проходить в зависимости от того, каким способом предполагается проводить укладку: на бетонную подложку или на земляное основание.
Вне зависимости от способа пол должен отвечать следующим требованиям:
- максимальный показатель влажности древесины не должен превышать 12%;
- лаги нужно укладывать горизонтально, без отклонений в любую сторону, исключение составляют только случаи, когда такой уклон действительно нужен;
- под полом обязательно нужно устроить вентиляцию.
Лаги обязательно должны быть устойчивыми. Если пол устраивается не на этаже, а на грунте, его обязательно нужно укладывать на подпорки, собранные из керамических кирпичей с цементной связкой.
Укладка пола на бетон
Деревянный пол в гараже своими руками в настоящее время чаще укладывают на бетон, так как при наличии готового основания не требуется особая подготовка. Пол на бетонном основании удобен тем, что при порче одной доски ее можно без труда заменить на новую.
В первую очередь делают гидроизоляцию пола — поверх бетона расстилают полотна рубероида или ПВХ пленки с нахлестом. Все швы тщательно закрывают водоотталкивающим строительным скотчем. Вместо привычного рубероида можно использовать и более современные материалы.
Следующий этап — установка лаг. Бруски можно брать меньшего размера, чем для пола на подпорках, так как они должны выдерживать только вертикальное давление, без нагрузки на изгиб. Таким образом, лаги будут нужны только для того, чтобы выровнять поверхность. Для пола с бетонным основанием достаточно брусьев шириной до 5 см.
Сначала выкладывают несколько брусков у противоположных стен поперек движения автомобиля. Затем, ориентируясь по ним с помощью натянутого шнура, выкладывают все остальные — с шагом в 40 см. После установки лаги закрепляются дюбелями.
Сверху на лаги укладывают доски, строго выдерживая направление по движению автомобиля. При монтаже важно следить, чтобы не появлялось между досками щелей. Для этого их рекомендуется сбивать клиньями. После окончания укладки половицы монтируются к лагам дюбелями или саморезами.
Для того чтобы уложить деревянные полы на бетон в отапливаемом гараже, используется схожая схема работы, но с небольшой разницей: рекомендуется сделать двойное покрытие. С нижней стороны укладывается слой изоляции, на который стелют утеплитель. Сверху утеплительный слой зашивается пароизоляцией.
Пол на земляном основании
Сначала из гаража выметают весь оставшийся после строительства или ремонта мусор. Затем проводят разметку и земляные работы: углубляют основание и выкапывают ямки, в которых потом возводятся столбики из кирпича.
Затем проводят подсыпку: сначала насыпают слой щебня, затем — песка. Толщина подсыпки должна составлять не менее 6 см. После этого песчано-щебневую подушку поливают водой и тщательно утрамбовывают с помощью металлического катка или трамбовки.
Сверху на кирпичные столбики выкладывают гидроизоляционный слой рубероида, на который в дальнейшем будут укладываться лаги. В качестве лаг лучше всего подойдут брусья 5х10 см, если расстояние между подпорками не превышает 100 см. При большем расстоянии потребуются более крупные лаги.
Как и в случае пола с бетонным основанием, лаги устанавливаются перпендикулярно движению автомобиля. Сначала укладывается один брусок, а затем еще один с противоположной стороны. Между ними также натягивается шнур или капроновая нить, по которой в дальнейшем можно ориентироваться при укладке остальных лаг.
После того как установлены все бруски, можно переходить к монтажу деревянного пола. Чем качественнее материал, тем серьезнее нужно подходить к выполнению этой работы.
Доски укладываются так, чтобы их края находились примерно на середине лаг, и закрепляются в каждый брусок или через один гвоздями. Гвозди нужно вколачивать под небольшим углом концами навстречу. Для закрепления досок гвозди должны быть нужной длины, как минимум на 3 см больше толщины материала. После закрепления все отверстия закрывают замазкой. После этого можно начинать окрашивать полы в гараже.